Автор |
Сообщение |
Bumer
BBMC
Зарегистрирован: 24.04.2003
Сообщения: 1777
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
10 Июл 2007 16:33 |
|
Ну так и вот. Певый день завершился успешно. Я очень стремился отдалиться от Москвы как можно быстрее, и поэтому валил изо всех сил. В итоге сегодняшним днем пройдено около 650 км, и на ночевку я встал уже в Ленинградской области, не доезжая всего нескольких километров до города Кириши. Место очень неудачное, практически рядом с дорогой, около каких-то огородов, но ничего лучшего подыскать не удалось. Положение осложняет то, что тут весь день шел дождь, и грунтовки зверски раскисли. А питерская грязь, доложу вам, липкость имеет несказанную, пока искал место, весь мотоцикл превратился просто в кусок говна какой-то...
Сегодня днем, пока я самоотверженно валил сквозь дождь и просторы, произошла совершенно неожиданная встреча. Повстречал я на дороге, кого бы вы думали? Синуса из Владивостока! Ни за что не ожидал увидеть его в наших краях. Остановились, пообщались... Он едет на мотоцикле из Владика в Питер, к своей матушке на юбилей. Такие вот дела!
А здесь уже белые ночи. Солнце хоть и заходит за горзонт, но совсем темно не становится, фонариком пользоваться нет нужды. Завтра, если все будет хорошо, надеюсь приблизиться к Полярному Кругу.
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Bumer
BBMC
Зарегистрирован: 24.04.2003
Сообщения: 1777
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
10 Июл 2007 16:34 |
|
День второй.
...Ночью я несколько раз просыпался от того, что по палатке начинал настукивать дождь. Но каждый раз, постукав, прекращался. Утро было пасмурным и сырым. На просеке, где я ночевал, я обнаружил знак, на который вечером не обратил внимания "Осторожно, нефтепродуктопровод". Слово-то какое интересное... Короче говоря, я вечером и утром жег костер прямо на трубе с живым бензином! Но вроде как обошлось.
К моменту моего выезда погода прояснилась, выглянуло солнышко, и дождик совсем перестал. Вот так всегда и бывает: обязательно в первый день путешествия случится дождь или иное грязное дело. И испортит внешний вид мотоцикла. И даже если потом все дни будет сиять солнце, все равно выглядеть он будет вполне так себе по-походному. Мыть-то его в путешествии нельзя!
Выехал я за Кириши, и обнаружил, что между Киришами и Волховом полно отличных мест для ночевки. Дорога идет вдоль берега реки Волхов, и можно съехать и встать у воды. Вместо того, чтобы вчера пачкать мотоцикл, рассекая по пампасам, надо было проехать еще километров 20-30, и там без проблем встать. Теперь буду знать.
Вдоль дороги растет огромное количество борщевика, "цветной капусты на деревьях". В 2001 году мы с Кусмарцевым один такой срубили топором, чтобы с ним сфотографироваться. Да он еще тогда и срубился не с одного удара.
У Новой Ладоги выскочил на трассу М-18.
Почти весь день прошёл под знаком убегания от грозы. Погода-то в целом стояла солнечная, но периодически на горизонте вдруг возникали тучки черно-сиреневого цвета, и начиналось паническое бегство. Вроде глядишь вперёд, а там ясно и светло, но посмотришь в зеркала - сзади молнии сверкают! Стоит остановиться, первые капли дождя тут же начинают капать на голову. Так и убегали мы с Кугуаром от непогоды; в основном успешно, но пару раз нас всё же накрыло ливнем, да неслабым таким! Но продолжалось это недолго, так что я с успехом применял эксперимент под названием "Дождевик - в шею!"
Въехав в Карелию, недалеко от города Олонец навстречу мне попался спортбайк, который со скоростью около 200 аки молния валил по трассе. Увидев меня, развернулся и догнал. Остановились, поговорили. Это был Анатолий, местный, живёт в Олонце. Жалуется: в их городке он один такой, даже пообщаться не с кем. Оставил телефон: ежели что, сказал, звони непременно.
Кстати, от Олонца и практически до Петрозаводска (точнее до деревни с названием Матросы) на трассе нет заправок. Это около 140 км. Это надо знать и учитывать, чтобы не обсохнуть на трассе.
Пока я обедал, съехав в лес у обочины, видел ещё группу мотоциклистов, штук пять больших эндуро, ехали в сторону Питера. Путешественники...
Ночевать встал за рекой Нива. Если ехать со стороны Петрозаводска, то сразу за рекой есть поворот направо. Там можно найти неплохое место у воды; я же присмотрел местечко на старой заброшенной дороге. Удобное место. N62?39,115 E33?53,155
Вечером шёл дождик, и казалось, что погода испортилась навсегда... Но пока я разбирал снаряжение, ставил палатку и разжигал костёр, дождик ненавязчиво кончился. Надеюсь, с утра тоже как-нибудь обойдётся без него. Но комаров здесь просто сатанинское количество! Я-то человек привычный, чай не первый раз в Карелии: намазался мазюкой, костёр разжёг повышенной дымности... И то они меня достали. Лёжа в палатке (где их нет), слушаю монотонный и свирепый вой снаружи, звучащий непрестанно.
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Bumer
BBMC
Зарегистрирован: 24.04.2003
Сообщения: 1777
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
10 Июл 2007 16:35 |
|
День третий.
Утром, по сложившейся приятной традиции, дождя не было. Я позавтракал, собрался, и двинул дальше.
Приближаясь к Медвежьегорску, вдоль дороги стали появляться немыслимые красоты. Дивные скалы, роскошные озера, невероятные виды. Я несколько раз останавливался и фотографировал красоту. В Медвежьегорске заправился. После Медвежьегорска природа резко меняется. Начинается Северная Карелия, и реальные чудеса становятся все ближе. Недалеко от станции Ванозеро у дороги я заметил большую братскую могилу. Съехал, посмотрел. Похоронены солдаты, погибшие в 42 году в боях за эту самую станцию Ванозеро. Все они найдены поисковиками уже после войны... В лесу - окопы, ржавая колючая проволока.
За Сегежей вдруг резко похолодало, пошел мелкий дождь. Не знаю, какая температура воздуха была, но временами шёл пар от дыхания. Вскоре я достиг речки Онигма. Место это мы облюбовали еще в прошлые поездки в Заполярье, красивое и очень удобное место для ночлега или обеда, мы назвали его "Энигма". Как ориентир - вначале пересекаешь реку Гирю-Ламбина, название такое, что не обратить на него внимание невозможно. И менее чем через километр - вот она, Энигма. За рекой съезд направо, и далее по грунтовке следует держаться левее. Стояночка на берегу очень красивого озера. N63°55.562' E34°02.381' Здесь я сегодня умылся с мылом, впервые за все три дня путешествия...
Дорога в Северной Карелии довольно скверная. Неровная, выбоина на выбоине. В Пушном я заправился. Следует заметить, что там надо всегда заправляться обязательно, потому что далее заправка будет только в Кеми, а потом лишь в Лоухах. Это почти 200 км. Причем, в Лоухах цена бензина уже вполне заполярная, 20.10 рублей за литр 92-го. Правда, и качество бензина тоже вполне заполярное. Ихний 92-й как наш хороший 95-й.
Ночевать остановился тоже в специально примеченном месте, на котором не раз останавливались ранее. Красивое место на берегу озера, в 2 км после поворота на Чупу. Съезд с дороги направо. N66°18.131' E32°47.053'
Дождик к вечеру вроде бы прекратился, но местность вокруг очень сырая, то есть плохая погода здесь стоит уже не первый день.
Завтра я надеюсь пересечь Полярный круг и достиччь Мурманска.
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Bumer
BBMC
Зарегистрирован: 24.04.2003
Сообщения: 1777
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
10 Июл 2007 16:35 |
|
День четвертый.
Сложно описывать события прошедшго дня, когда утром встал с бодунища... Доехал я вчера до Мурманска. Однако, по поряду.
Проснулся утром, дождик идет мелкий, пока собирался - уже почти 11 утра. Так под непрекращающимся дождем и выехал на трассу. Хорошо, что дождик такой полярный, вроде он и есть, а в то же время не очень промокаешь. Впрочем, из-за непрекращающихся дождей у Кугуара стряслась проблема: вода через воздушный фильтр протекла-таки в карбюрацию, и мотор стал работать неустойчиво. Пришлось снимать поплавковые камеры, продувать, вроде заработало. Из пластиковой бутылки вырезал и примостил на воздухан такой специальный дождевой девайс. Некрасиво, но помогло.
Около поворота на деревню Полярный круг асфальт закончился. Весьма разбитая щебенка продолжается 10 км. Далее асфальт возобновляется, но по качеству от этой щебенки отличается мало. Так и въехал я в Великое и Ужасное Заполярье! На какой-то придорожной кафешке висит термометр и показывает +7. Странно, я думал около +10, а оно оказывается еще холоднее...
Переваливая через Хибины, я отснял серию снимков под названием "Хибины в непогоду". Очень красиво, облака ползут причудливо, и все такое... За Хибинами дождь не прекратился, как я очень надеялся, но температура упала до +5 градусов. Мне пришлось одеть все теплые вещи, которые у меня имелись. Да еще сверху дождевик.
В Мурманске меня встретил Витька Анучин, поехали быстро поставили мотоцикл, и домой, бухать! Подтянулись Леха с Сашкой, смотрели много фоток про их недавние поездки, в том числе и на Рыбачий. Интересно катаются, и народу у них довольно много по эндурам прикалывается. Дальнейшее развитие вечера вспоминается все более смутно... Так, в общем-то, и завершился день, когда я приехал в Мурманск.
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Босс
BBMC
Зарегистрирован: 07.10.2003
Сообщения: 870
|
Добавлено:
12 Июл 2007 06:46 |
|
Этьи 10 км щебенки были и в прошлом августе. Долго там дороги ремонтируют. |
|
|
|
|
Stinger
BBMC
Зарегистрирован: 08.08.2005
Сообщения: 203
Откуда: Nomad
|
Добавлено:
12 Июл 2007 09:27 |
|
Эти 10 км. щебенки были там и в позапрошлом августе! |
|
|
|
|
Владимир
honored guest
Зарегистрирован: 23.04.2006
Сообщения: 95
Откуда: Вологда
|
Добавлено:
12 Июл 2007 10:22 |
|
Замечательные 10 км)) А то бы я уснул |
_________________ тока "Дюбель" и тока в "оффер" |
|
|
|
Bumer
BBMC
Зарегистрирован: 24.04.2003
Сообщения: 1777
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
12 Июл 2007 11:31 |
|
День Шестой.
В общем, товарищи, нахожусь я сейчас на полуострове Немецкий, который и есть, собственно, край земли... Строго говоря, на сам Немецкий дороги нет никакой, что бы там не говорили. Туда можно приплыть только морем. Но бухточка, где я сейчас стою, находится в непосредственной близости, так что я воочию наблюдаю и сам Немецкий, и все что вокруг.
Однако, по порядку.
Утро вчерашнего дня началось совсем не утром, если считать по часам. А где-то около полудня. Едва разлепив с бодунища глаза, я решил без промедления ехать к пограничникам. Дело в том, что вчера знающие люди сказали мне, что пограничный режим нынче ужесточился, и моя ксива не поможет проехать ни в Лиинахамари, ни тем более дальше. Экспериментировать с пограничным режимом я не стал, а сразу поехал в Управление, на улицу Туристов. Там мне сказали, что приемный день по таким вопросам - среда, и чтобы я в среду и приходил. Но я объяснил ситуацию, и начальник соответствующей службы согласился принять меня в неурочное время. Выслушав мои доводы, он нашел их понятными, и просто так, безо всяких проволочек, приказал выписать мне пропуск в Лиинахамари сроком на неделю. Вот так. Бывают на свете люди, готовые понять и пойти навстречу, ежели это в их силах и компетенции!
И я не мешкая двинул в сторону Печенги. Меж тем дождик, который за прошедшие дни успел меня конкретно достать, все не прекращался. Двигая по Печенгской трассе я заметил, что облака висят ну прямо совсем низко. Но я знай накручивал ручку газа, вращая головой направо и налево, любуясь исключительными красотами и периодически останавливаясь, чтобы сделать снимок-другой. Да, не люблю я, подобно некоторым, мочить по трассе уподобившись гонщикам, имея одной лишь целью побыстрее доехать. У меня всегда найдется минутка времени, чтобы остановиться и сфотографировать понравившийся вид. А вдруг я больше ничего подобного никогда не увижу! И если через сто метров после этой остановки мне встретится еще один неповторимый пейзаж, то я снова остановлюсь, и буду опять фотографировать.
Однако, это было отступление. А тем временем я, поднимаясь все выше по перевалу, наконец въехал в зону облаков. И всё, окружающее пространство исчезло! Видимость составляла от силы метров 80-100, едешь, как в молоке. Пейзажи перестали радовать глаз, ибо их стало не видно. И так я ехал почти до самой Печенги, а там дорога пошла вниз, и я из облаков все-таки выехал. За Печенгой свернул на Лиинахамари. КПП, мичман внимательно проверил мой свежевыданный пропуск, и поднял шлагбаум. Все, путь открыт. Вперед, к краю земли!
Перед самым поселком Лиинахамари есть любопытный памятник, проехать мимо которого категорически невозможно. У дороги, прямо на скале, висит огромный нос корабля, да на такой еще немалой высоте. Как он там держится и почему не падает, и как его туда вообще взгромоздили, остается загадкой. Но красиво и любопытно. Конечно, я остановился и сфотографировался.
Лиинахамари оказался маленьким военным городком. Раньше, по видимости, в нем жило больше народу, но сейчас примерно половина домов брошена, разграблена, и стоит с пустыми проемами окон. Но остальные дома выглядят вполне прилично. На ближайшей сопке нарисован красками здоровенный портрет Ленина. Не думаю, что сделан он был недавно, но краски сохранили первозданную свежесть и смотрятся просто ураганно! Произведение наскального искусства, так сказать. Я проехал вдоль всего городка взад-вперед, но так и не сообразил, куда двигать дальше. Интуиция молчала. Тогда я решил спросить местных, благо было времени около 8 часов вечера, и на улицах периодически попадались прохожие. Увидев двух парней и девушку, я подъехал и задал вопрос: "Где тут у вас дорога на полуостров Немецкий?" Ребята не знали, но один из парней позвонил отцу, спросил. В это время в телефоне села батарейка. Так он взял телефон у девушки, и все-таки выяснил ответ. И мне объяснил. Нормальные адекватные люди, чем смогли - помогли.
Нашёл я нужную дорогу, и повела она меня вверх, на сопки. Проехав километра два, я заметил невдалеке странный предмет на скале, похожий по форме то ли на танковую башню, то ли вообще непонятно на что. Осмотревшись, я увидел заросшую кустарником и почти уже непроходимую дорожку, ведущую в том направлении. Конечно, туда я и устремился. И увидел вот что. Заинтересовавший меня предмет оказался бетонным ДОТом, а неподалёку от него, на большой ровной площадке, находился огромный фундамент исполинской пушки. Внушительное инженерное сооружение правильной круглой формы и потрясающего качества изготовления. Фундамент находился в специальном котловане, который сейчас наполовину заполнился водой, так что полазить по нему непосредственно не удалось. Но со стороны всё осмотрел и сфотографировал.
Раньше я читал об этом сооружении. Это было огромное орудие немецкой береговой артиллерии, покрывавшее своим огнём весь Печенгский залив. Таких орудий было три. Значит, поблизости должны быть ещё. Но пока я решил осмотреть то, что уже нашёл. Недалеко от орудийного фундамента стоит разрушенное здание, похожее на казарму. Рядом с ним - вход в пещеру. Вооружившись фонариком, я полез её исследовать. Она оказалась внутри рукотворной, довольно большой, но совершенно пустой. Только остатки деревянного пола, и больше ничего.
Проехав дальше по дороге, я нашёл и второй фундамент, оказавшийся затопленным полностью. Но под водой явственно угадываются его очертания. Ещё нашёл какие-то казематы, огневые точки, огонь которых почему-то был направлен в сторону, совершенно противоположную вероятному наступлению противника, то есть наших войск. Потом нашёл и третий фундамент.
Выехав из укрепрайона, я устремился дальше в сторону Немецкого. Проехав несколько километров, я остановился, озадаченный, на берегу одного озера. Наверно, вода в нём с годами поднялась, вряд ли так изначально было задумано, но сейчас участок дороги длиной метров 200 скрыт под водой. Да и дорогой его назвать трудно, потому что состоит он из больших неровных камней, и на дорогу-то не похожих. Я надел бахилы, и стал вымерять брод. И обнаружил, что местами глубина его приближается к критической для Кугуара: прямо по воздушный фильтр. С полчаса я тщательно выбирал правильную траекторию преодоления препятствия. В итоге решился на штурм, и благополучно переехал засадный участок. Но это была не последняя опасность на пути.
Двигаясь в тумане по сопкам, я приблизился к одному спуску, который имея крутизну градусов под 45, состоит из больших острых камней, к тому же осыпающихся. Сдуру я сразу поехал вниз, а когда понял, что этот спуск превышает возможности и меня, и моей машины, то было поздно. Мотоцикл местами скатывался с заблокированными тормозами, грозя перевернуться в любой момент. На один из камней я основательно присел глушителем, помяв его. Просто чудом я оттуда спустился и не перевернулся. КАК ТЕПЕРЬ НА ОБРАТНОМ ПУТИ ПОДНИМАТЬСЯ ТУДА, Я ПОКА НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ!! Ходом такой подъём не возьмёшь, а учитывая его крутизну, по-другому вряд ли возможно. Остаётся уповать только на помощь Всевышнего. И на Закон Альпиниста, который гласит, что спуститься обычно бывает сложнее...
Больше серьёзных опасностей на пути не было. Часы показывали около трёх ночи, когда я выехал на берег бухты, которая и являлась конечной точкой маршрута. Дальше дороги нет ни в каком виде. Уютнейшее место, спрятанное от непогоды в отрогах скал, журчащий ручеёк, высокая трава на ровной поляне. Райское место. Я сразу решил, что буду делать здесь днёвку. Поставил палатку, приготовил ужин, и долго бродил по берегу, не в силах побороть в себе чувство нереальности происходящего. Но около пяти утра мой организм сказал "Всё, не могу больше". И я рухнул спать.
Проснулся около полудня. И сразу обратил внимание на то, что засыпал-то я под шум прибоя, а проснувшись, как-то не слышу его. Вылез из палатки - отлив... Море ушло метров на двести, вот его и перестало быть слышно. Но главное было не в этом: солнце! На небе ни облачка, и светит ярчайшее, испепеляющее полярное солнце! Красотища вокруг такая, что у меня не хватает слов описать её. Позавтракав, я взял фотоаппарат и отправился по окрестностям. Отснял сотню, а может больше, уникальных кадров, аналогов которым просто не придумать. Мыс Немецкий, который все так обсуждали, находится совсем рядом, и его пушки видны мне, как на ладони. Ничего особенного, обычные ржавые орудия не самого большого калибра. Между Немецким и мною - небольшая, но глубокая бухта с потрясающе прозрачной водой. В скалах кое-где вделаны стальные кольца для швартовки кораблей. Кто знает, может именно здесь скрывался от нашей авиации знаменитый "Тирпиц", прежде чем выйти на уничтожение конвоя PQ-17. Вполне возможно...
Гуляя вдоль дороги и глядя под ноги, я вдруг нашёл... Ни за что не поверите: стилус для КПК или коммуникатора какого! Откуда он тут взялся-то? Причём видно, что лежит он тут давно, по нему несколько раз проехаться успели. Чудеса.
И ещё, обратите внимание, что здесь, на краю земли, вполне устойчиво работает сотовая связь, в том числе и интернет. Конечно, не "полная шкала", а одно-два деления, но пользоваться связью можно. Опять чудеса.
И последнее. Координаты этой точки, или как я её назвал, Бухты Отдыха, N69°42.220' E31°22.821'
Н.Д.Антон.
P.S. На моём навигаторе, среди прочих датчиков есть такой: "время захода солнца". Полезный датчик, чтобы знать, когда вставать на ночёвку. Так вот, мне очень было интересно, а что же он будет показыать в Заполярье? А он показывает честно: "нет захода". Вот так. |
|
|
|
|
Lemmy
honored guest
Зарегистрирован: 09.05.2006
Сообщения: 250
Откуда: Москаль
|
Добавлено:
12 Июл 2007 16:05 |
|
Владимир писал(а): |
Замечательные 10 км)) А то бы я уснул |
асфальт-это зло Антон молодец -пробился в такие места,нас к сожелению туда не пустили |
|
|
|
|
Владимир
honored guest
Зарегистрирован: 23.04.2006
Сообщения: 95
Откуда: Вологда
|
Добавлено:
12 Июл 2007 23:09 |
|
Мда... Мой дед там два года воевал... Вернулся с отмороженными руками и ногами, но живой. Читаю атчет, а у самого что-то царапается внутри. Это все щас летом так выглядит, а наши деды там в окопах две зимы пролежали (не имею ввиду немецкие укрепы) и держали оборону, пропуская конвои союзников.
Дед рассказывал, что при форсировании залива у его лошади осколком пол-черепа снесло. Ухватился за хвост какой-то другой и так выбрался на берег, а там бой сразу. Шинель и все снаряга через пару дней высохла на теле, а была осень.
Пиши Антоха. |
_________________ тока "Дюбель" и тока в "оффер" |
|
|
|
Босс
BBMC
Зарегистрирован: 07.10.2003
Сообщения: 870
|
Добавлено:
16 Июл 2007 14:20 |
|
Где свежие новости от Ткачена? |
|
|
|
|
Lemmy
honored guest
Зарегистрирован: 09.05.2006
Сообщения: 250
Откуда: Москаль
|
Добавлено:
16 Июл 2007 18:20 |
|
Восьмой день путешествия был очень длинным. Проснулся я, значит, на берегу своей Бухты Отдыха, и стал потихоньку собираться в обратную дорогу к Лиинахамари. Погода между тем начала портиться, натянуло тучки, и всякая мысль о том, чтобы остаться здесь ещё, покинула меня напрочь. И часов в двенадцать я, преодолев ходом участок сыпучего песка на отливе, вышел на дорогу.
Через малое время я приблизился к тому адскому подъёму, о котором упоминал ранее. Строго говоря, крутизна его была не 45 градусов, как я поначалу со страху определил, а градусов 30, но и это, смею вас заверить, очень и очень немало, особенно учитывая ужасные булыжники, его устилающие. Закон альпиниста не сработал... Примерно первую четверть подъёма Кугуар взял ходом, отчаянно буксуя сцеплением и прыгая по камням, как бешеный горный козёл. Затем его заднее колесо выбило несколько камней, и мы размашисто и мощно засели. Я начал разгружаться. Сначала выложил самые тяжёлые вещи, вроде канистры с бензином, затем, когда это не принесло успеха, вообще выгрузил всё. Машина зарывается всё глубже, а толку нет. Внезапно сверху, из-за скалы, вышел какой-то дядька со спиннингом в руках, который бодрой походкой направлялся ко мне. Странное дело, ведь до Лиинахамари около десяти километров, и судя по всему, он этот путь проделал пешком, по-другому быть никак не могло... Подойдя, поздоровался, и с ужасом в голосе произнёс: "Зачем же вы туда спустились? На этом подъёме ГТСки гусеницы рвут и днище пробивают!" От таких слов я совсем приуныл. "Чем я могу помочь?"- осведомился дядька. "Да вот, говорю, бугель на крыле, бампер на коляске, беритесь, давайте попробуем вдвоём". Попробовали. Совершенно бесполезно. Дядька с извинением в голосе сказал: "Там сегодня катер должен на залив прийти, к нему поедет машина, в ней будут люди. Если несколько человек возьмутся, наверняка что-нибудь получится." И разведя руками, покинул меня. Наверно, он слукавил: какая уж там машина, если ГТСки гусеницы рвут! Стало быть, надо действовать. Ни одна война, ни один бой не был выигран путём ожидания помощи союзников. Битву можно выиграть, только сражаясь! И я сражался. Ворочал камни, освобождая путь колесу, потом рывок - на метр продвинулись! И снова ворочать камни. Ещё рывок, не удержал на тормозах, скатились обратно. Опять всё сначала. Плотный запах сгоревшего сцепления пропитал, казалось, всё вокруг. Я видел, как горит обычная питерская резина И-40, с жирным белым дымом, совсем как на литровом спортбайке. Только там её отжигают на потеху публике, а здесь она умирала в бою. На форму глушителя я перестал обращать внимание, смирившись с его повреждениями; не главное это сейчас. Тем временем пошёл дождь, камни стали мокрые, что ещё больше осложнило задачу. Но мы с Кугуаром не сдавались.
Наше восхождение длилось два часа. За это время было пройдено около 200 метров. И когда в последнем рывке мы оказались на вершине подъёма, я заглушил мотор, слез с мотоцикла, и с минуту просто стоял под дождём, глядя на него. Потом обнял его за бак, как обнимают шею коня, и... ничего не сказал. И он промолчал в ответ. Мы поняли друг друга без слов.
Интересное психологическое наблюдение: в ходе подъёма отчаяния у меня не было. Хотя и уверенности в благополучном исходе не было тоже. Я просто знал, что нельзя стоять, нужно действовать. А там уж как получится. И в итоге всё получилось.
Дальше поднять наверх весь груз вручную было делом техники. Обнаружил также, что в пылу борьбы потерял телефон; но поискав внимательно, нашёл его. И ещё через полчаса, тяпнув стакан водки за победу, я вновь бороздил просторы.
Дальнейший путь до Лиинахамари прошёл без осложнений. Не составило труда и преодолеть участок дороги по дну озера. Добравшись до асфальта, я быстро долетел до Печенги, там заправился, и потихоньку покатил в сторону Рыбачьего.
В этот день я надеялся встретиться с друзьями. Дело в том, что почти одновременно со мной в Заполярье направились Осс, Таня Краснодарская и Лёха. И именно сегодня они были в Мурманске, где немного подремонтировались в гараже у Гены, и собирались двинуться на Рыбачий. Я решил встретить их где-нибудь у Пьяного ручья. Но судя по СМСкам, которыми мы с Таней обменивались, их выезд из Мурманска задерживался, и чтобы скоротать время, я решил съездить на Муста-Тунтури, "к фашистам", так сказать.
Сказано - сделано. Я доехал до моста через Титовку, свернул на рыбаченскую дорогу, и знакомым путём доехал до Пьяного ручья. Остановился, чтобы исполнить традицию, ибо традиции не нами писаны... Заметил, что "бухательное место" у ручья облагородили: поставили бочку для мусора, куда народ складывает пустые бутылки, вкопали столик, на котором можно стопки расставить. Я выпил стаканчик водки, и полез на перевал. Но что это? Понятие "полез" теперь стало для знаменитого перевала как-то даже некорректным! Дорогу выровняли, расширили, местами подсыпали щебёнкой, большие камни убрали. И стала там совершенно нормальная проезжая дорога! Догадываюсь, что этим занялись нефтяники, деятельность которых была заметна уже и в прошлом году. И там, где мы с Кусмарцевым в 2001 году проскреблись с большим трудом, а год назад дорога была хороша лишь для УАЗиков, нынче можно совершенно свободно ездить на любых машинах! Легендарный перевал, знаменитый своей непроходимостью и опасностью, потерял былую славу!
Но полностью проходить перевал я пока не собирался. А свернул в знакомом месте на старую немецкую дорогу, ведущую к хребту Муста-Тунтури. Между тем, дождик, так и не прекращавшийся весь день, продолжал себе идти. Низкая облачность беспросветно закрывала всё небо. И поднимаясь всё выше к хребту, настал момент, когда я въехал в облака. Белое безмолвие окутало меня со всех сторон, скрыв от взора красивейшие виды озёр и ущелий, простиравшиеся по сторонам. Вдруг на моём пути из тумана выплыл камень, на котором вертикально стояла 122-мм неразорвавшаяся мина, со взрывателем и в полной боевой готовности. Я знаю, что примерно три недели назад этими дорогами колесила группа эндуристов, в том числе мой старинный друг Тубаев. Бьюсь об заклад, что мину на дороге поставил именно он! Улыбнувшись привету от Николая, я объехал опасную железяку и поехал дальше.
Надобно заметить, что на Муста-Тунтури я направился не просто так. Витька Анучин в Мурманске рассказал мне, что там существует целый немецкий город, построенный во время войны, и о котором я не знал во время нашей прошлогодней поездки туда. Вот в этот город я сейчас и собрался попасть.
Доехав до развилки дорог, я свернул в рассказанном мне направлении. Узенькая дорога, выложенная из камня, уводит меня в ущелье между скал. И вскоре я действительно начинаю замечать по сторонам какие-то постройки. Их много. Здания, сложенные из камня, добытого здесь же на месте, имеют разные размеры и степень разрушенности. Одни лепятся к скалам, другие расположены в углублениях. Некоторые дома большие (видимо, это были солдатские казармы), другие поменьше (скорее всего, домики офицерского состава). Ко всем ведут аккуратные мощёные дорожки. Я остановился, и стал бродить вокруг, рассматривая необычное поселение. Густой туман не позволял мне оценить его масштаб. Но было видно, что оно очень обширное. Странно и страшно. Туман, разрушенный город, полное безлюдье и абсолютная тишина. Я почти физически ощущал присутствие здесь душ погибших солдат. Под ногами хрустят гильзы, осколки мин и снарядов, какие-то предметы обихода. Всё ржавое, вросшее в камни. Нереальное чувство потери во времени и пространстве.
Сколько времени я там бродил, задавая себе вопрос, зачем Бог привёл меня сюда, я не знаю. Из состояния потерянности меня вывела СМСка от Тани, в которой она сообщала, что они выехали из Мурманска. Я сел на мотоцикл, и не спеша покатил обратно, в сторону Печенгской трассы.
Долго ли, коротко ли, но я встретил ребят в кафешке в Титовке. Тёплая встреча, стакан чая промокшему и замёрзшему организму, и вот мы едем все вместе в сторону Рыбачьего. Снова перевал, снова меня восхищает качество облагороженной дороги... Даже знаменитый поворот "Не-забудь-повернуть" огорожен бордюром из щебня и более не представляет опасности. Поскольку времени на часах уже около четырёх утра, мы решаем искать место для ночёвки. Но не на перевале же его искать! Поэтому мы спешно едем в сторону Среднего, где у меня на примете есть несколько подходящих местечек. На Среднем дорога превращается в совсем уж какой-то автобан. Исключительно ровная укатанная щебёнка, которая в принципе позволяет ехать с любой скоростью. Мы торопимся, едем быстро, и вскоре достигаем одного из тех самых присмотренных мною в прошлые года мест. Это памятник на месте землянки, в которой в годы войны располагалась редакция самой северной фронтовой газеты "Североморец". Место знаменито тем, что здесь бывали и работали Кассиль, Лебедев-Кумач, Симонов, и много кто ещё из знаменитых писателей и журналистов. Именно здесь была написана известная песня "Прощайте, скалистые горы". Около памятника ровная площадка с сочной травой; здесь проходят всякие патриотические слёты и тому подобные чтения. Стало быть, есть место, где можно с комфортом поставить палатку. Неподалёку протекает ручей Корабельный, откуда можно набрать воды. Мы наконец-то ставим палатки и сразу разжигаем костёр, чтобы просушить вымокшую за день одежду и снаряжение. Дождик вроде бы стихает, потом и вовсе прекращается. Таня готовит праздничный ужин из первого и второго блюд - невиданная в походе роскошь! И когда на часах уже девять утра, мы наконец-то разбредаемся по палаткам спать...
Утром (которое наступило часа в два дня) мы обнаруживаем на улице подлинный подарок судьбы - солнце и тепло. И я снова решаю сделать днёвку, потому что Средний - это вообще очень красивое и приятное место, а тут ещё такая погода. Пытаюсь уговорить ребят последовать моему примеру и никуда не ехать сегодня, тем более, что пятница, 13. Но у них масса планов покататься по Рыбачьему, и много чего осмотреть. Я не стал очень уж сильно их отговаривать: пусть едут. Я во всех этих местах уже бывал, и сейчас приехал сюда не столько за тем, чтобы увидеть что-то новое, сколько для того, чтобы просто побыть здесь. А одному мне думается лучше... Поэтому они вскоре уезжают, а я остаюсь смотреть на бухту Озерко, жечь неторопливый костёр и предаваться размышлениям...
Завтра я планирую всё же заехать на Рыбачий, хотя бы просто для того, чтобы поздороваться с Гранитным Линкором. А потом решить, куда направиться дальше. "Как получится - так и поедем".
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Lemmy
honored guest
Зарегистрирован: 09.05.2006
Сообщения: 250
Откуда: Москаль
|
Добавлено:
16 Июл 2007 18:21 |
|
Тема: День одиннадцатый.
Итак, следующим днём я проснулся часов в двенадцать, не мешкая собрался и покатил непосредственно на Рыбачий. Проехал мимо нефтяной вышки на перешейке, и вскоре завернул вправо, к посёлку Большое Озерко. По пути не уставал удивляться тому, что Рыбачий со времени нашего прошлогоднего визита туда чрезвычайно изменился! Повсюду видны люди, время от времени проезжают автомобили, и самое главное - дороги! Качество дорог очень улучшилось, видно, что этой проблемой нефтяники озаботились всерьёз. Люди возвращаются на полуострова, и видеть это очень отрадно...
Я покатался по Большому Озерку, заметил некоторые изменения по сравнению с прошлым годом. Время всё больше разрушает деревянные постройки, а капитальные бетонные сооружения понемногу разбираются нефтяниками на стройматериалы. На сопке стоит новая вышка сотовой связи. И действительно, телефон повсюду принимает очень мощный сигнал, и батарейка в нём совсем не разряжается. Из Озерка я поднялся наверх, к дивизиону ракетчиков. В прошлом гоу я не очень внимательно его рассмотрел, и сейчас надеялся исправить упущение. Там всё осталось неизменным. Я полазил по ангарам от ракет, пофотографировал, и спустился обратно вниз, вознамерившись проехать по дороге в сторону Цыпнаволока. Но эта дорога не претерпела положительных изменений, подобно остальным. Видимо, нефтяникам ездить в Цыпнаволок ни к чему, а тех, кто там живёт, привычный порядок вещей и так устраивает. Проехав пару километров и преодолев несколько довольно глубоких бродов, мне такое передвижение надоело, и я взял, да и развернулся назад, решив съездить вместо Цыпнаволока в Вайду, к знаменитому мысу Немецкому.
Хочу заметить ещё одно необычное наблюдение. В прошлогодний визит я не припоминаю, чтобы мы где-то видели снег. Ныче же снег заметен повсюду: он в большом количестве лежит на сопках Среднего, да и на самом Рыбачем его немало. В распадках скал и складках местности его скопления видны во множестве.
Тем временем я катил по знакомой дороге в сторону Вайды. Качество этой дороги тоже улучшилось: в обход самых засадных бродов отсыпаны объезды, через ручьи перекинуты деревянные мосты, а те броды, что остались - однозначно проходимы. Так я доехал до места, где дорога раздваивалась: прямо шла собственно на Вайду, а влево - к посёлку Мыс Скорбеевский, который нам в прошлом году не удалось внимательно рассмотреть. И я свернул к Скорбеевскому. Тут дорожка стала совсем уж приятной, мелкий ровный гравий, но похоже, она и всегда здесь такой была. Долетел до Скорбеевского без труда.
Брошеный посёлок поражает картиной апокалипсиса... Пустые окна домов, ветер носит мусор по улицам... Я заходил внутрь трёхэтажных многоквартирных домов, и подивился, какими уютными были они в прошлой жизни. Уютными и большими. Со всеми удобствами, центральным отоплением и великолепной планировкой. Одно из зданий вообще находится в великолепном сстоянии, его ещё можно было бы восстановить и использовать по назначению, да только вряд ли такое произойдет... Побродив ещё немного по посёлку, я сел на мотоцикл и поехал дальше, к мысу Кекурскому. В прошлом году он поразил нас своей красотой и безлюдьем, и сейчас мне хотелось снова увидеть его слоёные камни и причудливые скалы.
До Кекурского я доехал абсолютно без проблем, так и не найдя место, где в прошлом году мы утопили мотоцикл в глубоком броде. Наверно, тогда мы поехали какой-то неправильной дорогой. А сейчас, двигаясь правильной дорогой, Кекурский открылся мне во всей красе минут через двадцать после выезда из Скорбеевского. По пути я периодически наблюдал мотоциклетные следы. Значит, Осс с компанией здесь уже проезжали, и встретиться нам не удастся. Ну, значит не судьба.
На Кекурском я встал и осмотрелся. Первое, что бросается в глаза - пусковые ракетные установки, которые списанные стояли здесь с 60-х годов, больше не находятся на своих местах. Одна из них недавно разрезана на металлолом и вывезена, на её месте ещё лежат неубранные баллоны от автогена и следы сварочных работ. Другая установка ещё цела, но уже положена на бок и приготовлена к той же участи. Вот и хорошо, может, так постепенно весь железный хлам с Рыбачьего и повывезут.
Потом я подъехал к скале, под которой в прошлом году было место нашей стоянки. Оно осталось нетронутым, и такое впечатление, что уехали мы оттуда с неделю назад. Даже прошлогодние следы мотоцикла на поверхности тундры сохранились. Налетели воспоминания о той поездке, мне даже грустно стало...
А ветер тем временем дул с океана, и это был очень сильный и холодный ветер. Я изрядно замёрз, и находиться долее на Кекурском мне уже не хотелось. Я двинулся по юго-западной стороне полуострова обратно, в сторону перешейка. Дорога эта была мне знакома, и хоть я ездил здесь всего один раз, притом целый год назад, но почему-то помнил все броды, места их объездов и прочие подробности. Снова, как и год назад, из-под колёс постоянно взлетали куропатки, и снова я не удержался и застрелил одну себе на ужин. Хотя сейчас и не сезон.
Время было уже позднее, и я решил ехать на то же место у памятника, и заночевать там. Но подъехав, я с удивленим обнаружил, что место занято! Стоят палатки, ходят люди. Я узнал их, это были североморцы, летний школьный лагерь "Патриот". Они каждый год сюда презжают и занимаются тем, что ухаживают за памятниками на полуострове Среднем: красят их, облагораживают территорию. Я подъехал к ребятам, их руководительница вспомнила меня, мы посидели у костра, поговорили. Я посетовал, что в прошлом году нам так и не удалось познакомиться с Михаилом Григорьевичем Орешетой, писателем, автором нескольких книг о Рыбачьем и большим знатоком истории этих мест. И услышал в ответ: "Так он сейчас здесь, поехал к геологам". Надо же, какая удача! Я поспешно попрощался с североморцами и газанул в сторону перешейка между Средним и Большой землёй, где и находилась база геологов.
База оказалась точно у подножия хребта Муста-Тунтури, с той стороны, где четыре года держали оборону наши солдаты. На базе есть музей обороны полуостровов. Конечно, я нашёл Михаила Григорьевича, познакомился и ещё с несколькими интересными людьми, в первую очередь с Юрием Александровичем Кобяковым, хранителем музея и кем-то вроде коменданта всей базы геологов. Добрый гостеприимный человек, мы с удовольствием пообщались, он временно поселил меня в оном из пустующих балков с печкой и нормальными человеческими кроватями, где я смог просушиться и выспаться.
Наутро я совершил восхождение на хребет Муста-Тунтури, тем же путём, что и штурмовавшие его солдаты. Пока я поднимался, налетела сильнейшая непогода, туман скрыл всё вокруг, пошёл крупный дождь и страшный ветер. Я промок до нитки, но не прекращал своего пути к вершине. И когда я всё же её достиг, то увидел среди разрушенных укреплений, осколков гранат и гильз, обрывков колючей проволоки - огромный трёхметровый крест, который величественно возвышался среди непроглядного тумана. Надпись на кресте гласила: "Сим победиши". Наверно, я никогда так искренне не молился, как в тот момент на вершине Муста-Тунтури. Валящий с ног ветер, лицо мокрое то ли от дождя, то ли от слёз, и над всем этим - незыблемо возвышается огромный крест, как символ силы духа и немыслимо трудной Победы. Дай мне Бог хоть немного быть достойным памяти наших дедов, которые совершили здесь свой бессмертный подвиг! После молитвы мне стало немного легче на душе, я спустился обратно на базу. Конечно, о том, чтобы куда-либо ехать в таком промокшем насквозь виде, не могло быть и речи, и мне пришлось задержаться ещё на день у гостеприимного Юрия Александровича, чтобы отогреться и просушить одежду.
Сегодня я намерен двинуться обратно в сторону Мурманска. Наверно, после этого я потихоньку начну путь в сторону дома.
Н.Д.Антон. |
|
|
|
|
Ткачен
honored guest
Зарегистрирован: 05.06.2006
Сообщения: 1134
Откуда: Ярославль
|
Добавлено:
24 Июл 2007 09:00 |
|
Я вернулся домой. Но пока нахожусь в глухом отшибе, как всегда бывает со всеми после возвращения из Заполярья. Сижу, смотрю фотки и медитирую.
Я прервал свои путевые заметочки, потому что в какой-то момент совсем осатанел от дождей и красот, и стал по вечерам принимать слишком много алкоголя. Какие уж тут заметки... Но сейчас по возвращении я продолжу с того места, где остановился, и довершу повествование. Может даже окультурю его до вида статеички с целью последующей публикации. Не в "Мурзилке", разумеется
После Рыбачьего я ездил ещё в Дальние Зеленцы, это на северо- восточной оконечности Кольского полуострова. Вообще другая планета. Но - опишу всё подробно позже... |
_________________ Экс-ББ |
|
|
|
Батюшка
BBMC
Зарегистрирован: 01.07.2005
Сообщения: 1124
Откуда: Germany BBMC
|
Добавлено:
24 Июл 2007 11:30 |
|
С возвращением домой!!!... |
_________________ Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает. |
|
|
|
|
|
Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|